По словам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, практика ограничения скидок, с одной стороны, справедлива со стороны тех ритейлеров, которые находятся в заведомо проигрышном положении с маркетплейсами, так как просто из-за особенностей своего бизнеса не могут участвовать в формировании цены товара. С другой стороны, любое ограничение скидок было бы неблагоприятно для покупателей и, в конечном счёте, для экономики страны в целом, поскольку вызывает рост инфляции.
В Турции, например, размер скидок на маркетплейсах ограничен, но в этой стране уровень инфляции один из самых высоких в мире, и такие ограничения не благоприятствуют эффективной борьбе с инфляцией. В России, если предложение АКОРТ будет принято, и скидки на маркетплейсах ограничат до 10%, всё равно это не изменит механизма ценообразования в иных форматах торговли, кроме маркетплейсов, а проиграют покупатели, да и начавшееся снижение инфляции легко приостановится.
Разорение торговых точек, если речь идёт о несетевых магазинах, — это процесс, который идёт много лет, так как многие несетевые магазины из-за ухудшения финансового положения и невозможности конкурировать с гипермаркетами вынуждены продавать свои площади или даже свой бизнес в целом торговым сетям. То есть простой российский покупатель от сокращения торговых точек уже пострадал. «Выходом из ситуации может стать государственная поддержка обоих форматов, — считает аналитик. — На наш взгляд, маркетплейсам не нужно ограничивать возможности продавать товары со скидками, но в то же время торговые сети важно поддержать, особенно если речь идёт о небольших, но прибыльно работающих региональных торговых сетях. Например, можно было бы ввести ограничение на завышение арендной платы для оффлайновых магазинов, чтобы сократить затраты и, возможно, даже частично субсидировать часть арендной платы для ритейлеров в случае её резкого повышения».
Безусловно, с позиции покупателя практика ограничения скидок несправедлива: любой человек хочет получить возможность купить товар по самой выгодной цене. «Но с позиции бизнеса считаю такую инициативу правильной и справедливой, — вступает в дискуссию партнер маркетингового агентства Digital Step Юлия Малявина. — Проблема товаров на маркетплейсах заключается в том, что несмотря на все правила и требования государства, там до сих пор присутствует много некачественных, несертифицированных товаров с непонятным составом. И маркетплейсы, которые по сути предоставляют со своей стороны только онлайн-витрину, не несут никакой ответственности за размещение таких товаров». У офлайн-точек ситуация другая: они обязаны в том числе сами проверять качество продукции, проверять декларации соответствия. Больше проверок, выше штрафы, сильнее контроль, поэтому товары там лучше и безопаснее, но по стоимости — дороже.
«Я считаю, что россияне пострадают больше от разорения торговых точек, гипермаркетов и торговых центров, — утверждает Малявина. — Большинство продавцов на маркетплейсах, которые продают недорогие товары — это малый бизнес. У малого бизнеса нет никакой возможности инвестировать бюджет в разработки, клинические исследования и создание новых, усовершенствованных товаров. Те бренды, которые продвигаются только на маркетплейсах — это видоизмененная копия известных и проверенных формул, составов, лекал и т.д.». Заниматься исследованием и разработкой есть возможность только у больших компаний, но они покрывают затраты на это через более высокую цену товаров. Таким образом, если не остановить демпинг со стороны маркетплейсов, это приведет к сокращению крупного бизнеса, что равно сокращению выпуска новых товаров. И по итогу, когда конкуренция станет ниже, цены на тех же маркетплейсах все равно пойдут вверх. Покупатель от этого точно не выиграет, уверена эксперт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий